forum
26 Лыжный Салон.
Уважаемые коллеги, партнеры и друзья!
3 – 5 октября 2019 года в Гостином дворе состоится 26-й Московский Лыжный Салон Плюс. «Плюс» потому, что вот уже второй год его тематика значительно расширена. Помимо наших базовых тем – развитие горных курортов, оборудование, инвентарь и туризм – на нашем Форуме мы будем обсуждать организацию бизнес процессов всего отечественного туризма и спорта, курортов и спортивных центров, условия работы и господдержки отечественных производителей спортивного оборудования, развитие отечественного спортивно-туристического ритейла, условия труда и финансирование работы спортивных инструкторов, гидов и тренеров, вопросы маркетинга и IT решений в спорте и туризме.
Общее название Форума – «Спорт/Туризм/Бизнес (СТБ) – взгляд в будущее».
В его составе пройдут:
11. Московский Лыжный Салон.
2. SKI BUILD EXPO Строительство и эксплуатация горнолыжной инфраструктуры.
3. 3-й Инвестиционный бизнесфорум «Горнолыжная Россия».
4. Форум «Инновационный кластерный подход развития отечественных курортов».
5. Второй съезд отечественных производителей спортивного оборудования.
6. Первый съезд российских инструкторов, гидов и тренеров.
7. Форум SPORTCITY 2:0 – площадка для коммерциализации спортивных и туристических объектов, кластеров, территорий и парков.
8. IT in sport - Международный спортивный IT форум.
Мы, организаторы «Скиэкспо» и «Спорт В2В», ждем Вашего участия и поддержки.
ПОД ПАТРОНАЖЕМ:
Департамента спорта и туризма города Москвы, Минпромторга РФ, Федерального агентства по туризму (Ростуризм), Минэкономразвития, Минсевкавказа, Корпорации «Курорты Северного Кавказа»
ИННОВАЦИОННЫЙ И КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД, УВЕЛИЧИВАЮЩИЙ ЭФЕКТИВНОСТЬ ПРОДВИЖЕНИЯ И ПРОДАЖИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА.
Более 20 летний опыт туроператорской работы, изучение организации туризма в европейских странах, знание состояния отечественных курортов, основанное на личных посещениях, общении с собственниками и организации выставок по внутреннему туризму, позволяют сделать вывод о системных белых пятнах в организации работы российских курортов, которые приводят к слабости отечественного внутреннего туризма в целом. Речь не идет о многомиллиардных инвестициях в туристическую инфраструктуру, которые более-менее успешно реализуются в настоящий момент в рамках различных ФЦП. Дело в полном отсутствии системной организации продажи и маркетинга наших курортов и территорий на внутреннем и зарубежном рынках. Построив большой мост, хорошую асфальтированную дорогу, гостиницу, торговый центр или парк развлечений, подъемник на горном курорте и другие элементы для комфортного отдыха никто не заботится об организации продаж всех этих услуг на современном уровне. В настоящий момент каждый элемент инфраструктуры остается один на один со всем туристическим рынком и пытается сам себя продавать, используя только свои силы и знания, которых очень мало. Как правило гостиницы вывешивают свои предложения в Вooking.com и на том ограничиваются. Ничего не имея против этого поисковика, нужно отметить, что он не занимается продвижением и маркетингом в пользу гостиниц и курортов. Он обеспечивает продажу комнат безвозвратно забирая в ответ 20% от стоимости. Сводить все продажи через этот канал является большой ошибкой. Мировой опыт показывает, что этот ресурс хорош для допродажи мест в последний момент. Но гостиницам на данный момент просто некуда деваться. Фактически Booking.com является единственным российским крупным туроператором по внутреннему туризму. Во всех регионах присутствуют туристические чиновники, которые отвечают за организацию туризма и контролируют выполнение госпрограмм по развитию инфраструктуры. Кроме этого на практике они – чиновники – пытаются брать на себя маркетинговые функции. Ежегодно они приезжают на крупные московские туристические выставки с региональными стендами, на которых представлены региональные музеи, народное творчество и ансамбли, вместо предложений по сформированному туристическому продукту, готовому к продаже. Но маркетинг и продажи не их задача. Дело в том, что в нашей стране вообще отсутствуют организации, которые имеют задачу продвижения, продажи и маркетинга территорий, начиная от курорта, далее региона и наконец страны в целом, как туристического объекта, туристической услуги и туристического продукта. Эти задачи не могут быть выполнены в одноразовом режиме – это требует постоянной ежедневной работы хороших специалистов и постоянного бюджета. Несколько лет назад в России начали создаваться туристические информационные центры –ТИЦ. Это был шаг в правильном направлении, но, так как в них не были заложены функции маркетинга и продаж, деятельность ТИЦ мало эффективна. Здесь надо обязательно отметить, что высокоразвитая и высокотехнологичная система продаж в современном мире является неотъемлемой частью туристической услуги и продукта.
Кроме того, на многих наших курортах царит беспорядок в организации сервиса и оказании услуг, в благоустройстве мест отдыха, торговли, питания и так далее. Всему этому виной является полное отсутствие объединения на курортах в одну общую систему, объединяющую усилия местных чиновников, муниципальные органы и, что самое главное, частный бизнес, который оказывает различные виды туристических услуг. Каждый из перечисленных субъектов сидит в своем окопе и воспринимает остальных как врагов и конкурентов. Очень важно достичь понимания, что конкурентами являются не соседняя гостиница, магазин или ресторан, а другой курорт, регион или страна. Нужно понять, что туристы не едут в отель X, ресторан Y, магазин Z. Туристы сначала выбирают курорт Сочи или Евпатория, Приэльбрусье или Шерегеш, а выбрав и приехав на этот курорт через половину огромной страны, решают в каком отеле остановиться, в каком ресторане кушать и в каком магазине что-то покупать. То есть, чтобы увеличить свой доход и загрузку, нужно объединив усилия с другими собственниками на курорте привлечь туристов именно на этот курорт, а не упускать их на соседний, ведущий более агрессивную рекламу и маркетинг. Для этого необходимо создать на курорте постоянно действующую организацию похожую на принимающего туроператора. Но в отличии от туроператора ее целью является не получение прибыли, не продажи самых лакомых объектов, а продвижение и продажи всего курорта, в том числе помощь самым слабым объектам. Взаимодействие с туроператорами также является частью этой работы. Фактически необходимо почти с нуля создавать эффективную, современную и высокотехнологичную систему управления, маркетинга и продаж отечественного туристического продукта, основанную на базе объединений на уровне курортов, потом регионов и до государственного уровня. Примерами таких объединений являются многоуровневые системы офисов по туризму в европейских странах, где базовыми являются офисы по туризму курортов.
В настоящее время наш внутренний туризм конкурирует с выездным туризмом. Конечно падение курса рубля оказывает положительное влияние на спрос отечественных курортов, но и создает иллюзию того, что и так все хорошо. На деле же, выражаясь образно, против нас наступает отлично организованные, четко выстроенные и до зубов вооруженные армии противников, наш же туризм представляет из себя стаю неорганизованных бандформирований с вооружением прошлой эпохи и порой даже без главарей. Кто-то может заявить, что нам сначала нужно довести до идеала всю инфраструктуру на курортах, а потом заниматься организацией продаж и маркетинга. Это мнение в корне не верно, так как уже сейчас можно и нужно продавать то, что есть в наличии, иначе можно ждать идеала до бесконечности, а вложенные средства как государственные, так и частные не будут давать желаемой отдачи. Самым главным для начала движения в этом направлении является понимание на всех уровнях целей, задач и средств их достижения, что является одной из самых сложно достижимых на деле реалий.
Приведу пример, пожалуй самого продвинутого на нашем рынке курорта – Роза Хутор в Красной поляне. Сразу надо оговориться, что это уникальный курорт, в котором существует полное единоначалие, а все на курорте принадлежит одному собственнику – отели, рестораны и другие объекты являются арендаторами помещений. Сразу после Олимпиады, когда возникла необходимость продажи всех услуг курорта и никто не мог точно предугадать спрос, руководство курорта, представляющее из себя группу грамотных финансистов и пару хороших маркетологов (среди них не было грамотных специалистов по туризму) приняло решение осуществлять все продажи чужими руками. Следуя этой логике, они раздали все помещения на курорте группам сетевых отелей в расчете на то, что крупные отельные бренды сами организуют продажи, а также договаривались с крупными туроператорами. В этот период мы пришли к ним с предложением о создании офиса по туризму на курорте, который сосредоточит в своих руках не только маркетинг, но и будет заниматься продажами всего курорта как на прямого покупателя, так и на рынок туристических компаний. Мы пытались объяснить руководству курорта, что туроператоры и отельные сети решают в первую очередь свои задачи, отличные от задач Розы Хутор, делать ставку в продажах только на них является ошибкой, что все нужно брать в собственные руки – ответом было – «мы идем другим путем». Не смотря на провозглашенный путь, через год у Розы Хутор появилась общая рекламная компания, начались неудачные попытки поставить чартерную железнодорожную а потом и авиа перевозку, потом появился общий сайт продаж и сейчас, спустя четыре года после нашего разговора, Роза Хутор рассказывает, что создала свой собственный бренд, занимается его продвижением и маркетингом, сосредоточила в одних руках продажи всех услуг. Следует отметить, что вложенные сюда миллиарды долларов, проведенная Олимпиада и упавший курс рубля полностью спасали ситуацию и загрузка курорта все это время была и остается на высоком уровне. Ни в коем случае не желая иронизировать, хочется подчеркнуть, что руководство Розы Хутор достаточно быстро пришло к пониманию методов организации своей работы и продаж. Еще раз хочется отметить, что Роза Хутор уникальна, как курорт тем, что вся инфраструктура принадлежит одному хозяину, что обеспечивает отличные условия для централизованных действий.
Гораздо сложнее ситуация на других курортах, где действует большое количество разрозненных частных собственников. Соединить их действия, в том числе финансовые, в одно русло на уровне курорта - задача гораздо более сложная. Но начать решать эту задачу необходимо, и чем раньше, тем лучше. Для начала необходимо поставить задачу объединения на уровне курортов перед всем отечественным туристическом рынком. Дать положительные примеры, разъяснить цели и преимущества, дать юридическую модель, модель финансирования, снабдить и научить современными технологиями, помочь привлечь грамотных специалистов. А специалисты на нашем рынке есть, не смотря на жалобы из регионов. Источником специалистов является сильно пострадавший в последние годы туроператорский рынок. Есть много людей, обладающих знанием самых современных технологий продаж и маркетинга и умеющих работать в жестких рыночных условиях. Их знания и опыт сейчас не востребованы рынком. Привлечь их к развитию наших курортов является очень актуальной задачей.
Вышеизложенные мысли и предложения укладываются в предлагаемый и популярный сейчас кластерный подход для развития наших курортов, дают механизм практического использования преимуществ объединения в кластер всех организаций на уровне курорта и дают широкие возможности для государственно – частного партнерства.
Итак, что даст собственнику отеля, ресторана, магазина объединение на курорте - увеличение дохода за счет увеличения туристического потока, увеличение эффективности инвестиций, большую защиту от конкурентов, включая приход со стороны более крупного бизнеса. Как этого достичь? – Объединиться с другими собственниками и учредить совместную организацию на курорте.
Задачи объединения:
1. Навести порядок на курорте, повысить качество обслуживания туристов и привлекательность курорта.
2. Вести агрессивный маркетинг в пользу курорта и привлекать больше туристов. Для этого пригласить грамотных маркетологов и собрать общий маркетинговый бюджет.
3. Создать общий центр продаж и вести активные продажи используя самые современные технологии и грамотных специалистов.
4. Основываясь на кластерном подходе вести диалог с органами государственной власти всех уровней и по возможности привлекать государственные бюджеты на развитие курорта.
Что даст местным туристическим чиновникам объединение собственников на курорте? – существенное облегчение и помощь в решении поставленных задач, возможность сосредоточить свою деятельность на главном избавившись от несвойственных функций. То есть грамотно разделить задачи, используя ГЧП.
Что даст государству объединение на курортах? – Увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет более эффективной, организованной, предсказуемой и управляемой работы внутреннего туризма.
Именно этим вопросам будет посвящена туристическая часть Форума «Спорт, туризм, бизнес – взгляд в будущее», частью которого является Форум «Горнолыжная Россия».
Конференция «Объединение собственников на курортах – актуальнейшая задача текущего времени»
1 Сессия – «Организационные и юридические формы объединения на курортах, отечественные и зарубежные примеры».
1. Доклад «Система французских офисов по туризму». Докладчик – Инесса Короткова, директор московского представительства ATOUT FRANCE (Агентства по развитию туризма во Франции)
2. Доклад «Работа принимающих туроператоров в Австрии». Докладчик – Австрийское представительство по туризму.
Директор Геральд Бём
3. ЭНИТ Национальное Агентство Италии по Туризму - Представительство в Москве
Директор: Джованни Бастьянелли
4. Национальная Туристическая Корпорация (Switzerland Tourism).
Директор московского офиса Наталия Варт
5. Некоммерческое партнерство «Национальная Ассоциация Информационно- туристских организаций»
Президент - Ушаков Михаил Валерьевич
6. «Построение новой системы продаж на горном курорте Архыз». Директор департамента по маркетингу КСК Казиев Сааду Ахмедович.
7. «Система продаж и маркетинга курорта Роза Хутор». Докладчик – Директор по развитию Роза Хутор Ольга Филипенкова.
8. Кластерный подход в туризме.
2 Сессия – Маркетинг территорий. Продвижение курорта на российский и международный туристический рынок.
3 Сессия – IT технологии продаж в туризме в применении к курортам. Отличие IT решений для курорта от систем продаж отеля и туроператора.
1. Доклад Аксесс.
2. Доклад Travelline
3. Доклад Мастертур
ski_board@skiexpo.ru salonexpo@mail.ru