Интернет-газета

подписаться: e-mail / RSS

SalonExpo                                      

ТуризмНовости индустрииSalonExpo → КАК УВЕЛИЧИТЬ ГОРНОЛЫЖНЫЙ РЫНОК В РОССИИ?

05 Окт Новости индустрии

На прошедшей с 10 по 12 апреля на курорте Роза Хутор конференции российских горнолыжных курортов, впервые прошедшей под эгидой Минэкономразвития, была предпринята попытка оценить текущее состояние горнолыжной индустрии у нас в стране, найти болевые точки и пути дальнейшего движения и развития. По итогам конференции хочется, во-первых, отметить активность министерства, которому теперь поручено руководить туризмом, и выразить надежду на появление новой «струи» в развитии отечественного туризма в целом.

      В ходе конференции были отмечены успехи в развитии отечественных курортов Красной Поляны, Северного Кавказа, Урала и Сибири. Однако наряду с успехами, был начат анализ препятствий и проблем на пути дальнейшего развития. Так, уже традиционно, были подняты вопросы землепользования для рекреационных зон, кредитования, налогообложения и госрегулирования деятельности курортов, таможенного оформления ввозимого оборудования и инвентаря, кадровые вопросы. Горнолыжный рынок много лет ждет движения в этом направлении. Осмелюсь сделать предположение, что многие из этих вопросов, требующих законодательного изменения, в масштабе только горнолыжного рынка решать не имеет смысла. Но в масштабах всего отечественного туристического рынка они могут быть решены. Обобщить подобные задачи и приступить к законотворчеству – может быть достойной победой для Минэкономразвития.

      Новым на конференции была попытка найти количественные показатели в горнолыжном туризме, а также критично оценить состояние рынка и реалистично нащупать возможности роста отрасли. Несколькими выступающими была отмечена стагнация в производстве, продаже и объеме ввоза спортивного инвентаря как в России, так и во всем мире. Среди обсуждаемых проблем, мешающих развитию отрасли – их было перечислено целую дюжину – я бы выделил отсутствие координации, взаимодействия и объединения усилий представителей частного бизнеса между собой и местной властью, которое должно быть направлено на наведение порядка курортах как в части благоустройства территорий и единого архитектурного образа, так и в объединенных маркетинговых усилиях на туристическом рынке. Так на данный момент на всех курортах за исключением Красной Поляны отсутствуют организации, занимающиеся продвижением и продажей курорта как единого бренда. Об этом я писал в предыдущей статье подробно. А самое главное в ходе конференции был отмечен низкий рост числа горнолыжных туристов у нас в стране, количество которых было оценено в 1,5 миллиона человек. Это число мне кажется сильно заниженным. Уверен, что число горнолыжников значительно больше, но из-за кризиса целый пласт туристов, которые раньше ездили в горы временно себе это не позволяют. Полученная оценка определяет размер спроса на рынке в целом и влияет на всех участников рынка – от малых – не сетевых спортивных магазинов, небольших отелей – до крупных инвесторов в развитие курортов. Констатировав этот факт, была поставлена общая задача - увеличить число россиян, вовлеченных в горнолыжный отдых, в два раза в период до 2035 года, что позволило бы ожидать эффективности инвестиций в нашу отрасль.

    - Как этого достичь в условиях низкого покупательного спроса?

    - Как увеличить средний чек на самых успешных курортах и повысить               загрузку и финансовый поток на остальных?

    - Где искать точки роста?

    - Какую маркетинговую стратегию выбрать?

    - Кого можно вовлечь в эту работу и на какие субъекты рынка можно рассчитывать?

    - Как применить зарубежный и лучший отечественный опыт?

    - Какие успешные бизнес проекты можно применить?

    - Чего можно ждать от государства и что по силу самому рынку?

    Вот приблизительный перечень вопросов, на которые хочется найти ответы и приступить к их реализации с одним важным условием – не ждать масштабных инвестиций ни от государства, ни со стороны крупного бизнеса, а искать внутренние резервы. Самое время нашему горнолыжному рынку выходить на новый виток развития – построено уже довольно много, нужно становиться более эффективными.

      Именно эти вопросы станут главными на предстоящем, уже традиционном, инвестиционном бизнес форуме «Горнолыжная Россия», который пройдет с 3 по 5 октября в Гостином дворе в рамках 26 Московского Лыжного Салона, который уже второй год станет частью форума «Спорт, Туризм, Бизнес – взгляд в будущее», имеющего более широкую тематику.

      На прошедшей в Розе Хутор конференции была особым образом отмечена эффективность вовлечения в горнолыжный отдых детей с малых лет. Так были приведены американские исследования, которые показывают, что ребенок, поставленный на лыжи в возрасте до 8 лет принесет в индустрию в два-три раза больше денег, чем самостоятельный человек, вставший на лыжи или сноуборд в 25. Обычно дети начинают кататься автоматически, если родители ездят в горы. Но при такой смене поколений рынок расти не будет. Важной задачей является привлечение семей, в которых еще никто не катается. Но для многих семей коллективный выезд в горы череват непосильным ударом по семейному бюджету. Предлагаю из всех негорнолыжных семей отделить тех, кто никогда не осилит такой выезд, от тех, кто может себе это позволить, но опасается слишком больших непредвиденных расходов и именно из-за такой неопределенности тормозит с выездом. Следовательно, необходимо упростить вопрос планирования затрат на семейный отдых в горах для полных новичков. Кроме того, нормальные родители сильно озабочены безопасностью своих детей при занятии этим «экстремальным» спортом и предполагают, что весь их драгоценный отдых уйдет на сопровождение и надзирание за детьми, а сами родители не смогут свободно начать осваивать это модное и престижное увлечение, и для них – для родителей - отдых будет испорчен. Поэтому многие мамы предпочитают предсказуемый отдых в Турции на море, где во многих местах есть анимация для детей, дающая родителям время свободно «подышать»… На самом деле в Альпах давно озаботились этими вопросами и успешно их решают.

      Для предварительного обсуждения можно предложить интересный бизнес проект, имеющий распространение на Альпийских курортах и, как ни странно, использовавшийся в урезанном виде в Советском Союзе. Речь идет о так называемой клубной системе размещения, или системе «все включено», но с заметным расширением в горнолыжных условиях. В туристический пакет входит размещение в семейных номерах, полное питание, скипассы, инструкторы для всех, прокат инвентаря, занятия с детьми. Все отдыхающие, и особенно дети, разделяются на группы по возрастам и умению кататься. Каждая группа занимается со своим инструктором, а для маленьких детей предусмотрено не только катание 3 часа на склоне, но и коллективное питание и анимация в течении двух часов, пока родители катаются отдельно со своим инструктором. То есть дети заняты весь катальный день с 9 утра до трех – четырех часов. При этом совсем маленькие катаются только три часа, а дети по старше продолжают катание после обеда. Ну а вечером для каждой возрастной группы, включая родителей организуется обычная анимация, как в Турции.

      В Альпах, особенно во Франции эта система имеет большое распространение. На рынке присутствуют клубные системы в трех ценовых группах: уровень трех-четырех звезд система Clab Med, уровень двух звезд клубы Belambra, уровень хостела – UCPA. Причем у Clab Med есть представительство в России и русскоязычный сайт для бронирования, и их услуги очень популярны среди наших горнолыжников. Можно предложить им организацию такого клуба, например, в оставшихся не использованными помещениях в Олимпийской деревне на Розе Хутор, или в не всегда хорошо загруженных апартаментах Горки Города. С другой стороны, можно самим организовать обслуживание туристов по этому принципу. Важно добиться правильной цены на пакет услуг. Принцип ценообразования понятен – все услуги, включенные в пакет, получаются по групповой цене – скипасы закладываются по цене семейного скипаса или ниже, оплата инструкторов и аниматоров делятся на как минимум 10 человек, о льготном прокате можно договариваться с крупными прокатными точками, питание соответственно заданному уровню сервиса. Здесь возникает широкое поле для предпринимательства, и можно уверенно говорить о хорошей возможности для получения дохода, так как средний чек гораздо выше обычного размещения в гостинице, или апартаментах. По какому классу обслуживать – дело так же выбора курорта и инвестора. Если в Красной Поляне нужен верхний уровень, то в других местах возможны как средний, так и нижний, который в Альпах широко используется для размещения целых спортивных команд, или детско-молодежных лагерей. Возможно сотрудничество с известными у нас на рынке интеллектуальными, художественными, языковыми и культурологическими лагерями.

      Предлагаемая форма обслуживания убивает сразу нескольких зайцев – вовлекает семьи с детьми за счет предсказуемости расходов и комфортного для родителей присмотра за детьми, расширяет рынок за счет появления перспективных покупателей, увеличивает средний чек для курортов.

      Приглашаем всех для обсуждения перечисленных вопросов на следующий Лыжный салон.

Ваши комментарии можно оставить по ссылке

ski_board@skiexpo.ru salonexpo@mail.ru

                          

                   

347